Память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется в воскресенье, ближайшее к 29 июля (16 июля по ст. стилю). Первые шесть Вселенских Соборов проходили с IV по VII век и утвердили учение о Божественном естестве.
Христос принёс на землю Божественное откровение и распространил его через Своих учеников и Апостолов. Он открыл людям, как нужно верить, чтобы спастись. Но человек немощен. Из-за греховной нечистоты некоторые люди стали толковать вероучение по-своему. Так появились различные ереси и лжеучения. Некоторые из них были настолько опасными, что увлекали в погибель много людей.
Всего было семь Вселенских Соборов. Первый и второй Вселенские Соборы собирались в Римской Империи, все последующие — уже в Византийской Империи:
325 г. Никейский
381 г. Константинопольский
431 г. Ефесский
451 г. Халкидонский
553 г. Константинопольский второй
680 г. Константинопольский третий
787 г. Никейский второй
Отцы первых шести Вселенских Соборов составили Символ Веры и утвердили истинное учение о Сыне Божием и Святом Духе. Кроме того они определили, что во Христе нераздельно и неслиянно соединены Божественное и человеческое естество, и две воли — Божественная и человеческая. Таким образом, первые шесть Вселенских Соборов утвердили учение о Божественном естестве и ниспровергли ереси, утверждая истину.
Еретики извращали тайну спасения людей нечестивым учением о Лицах Пресвятой Троицы.
Арий, александрийский пресвитер, осужденный на I Вселенском Соборе в 325 году, признавал Сына Божия творением, следовательно не Бесконечным Существом.
Македоний патриарх Константинопольский, осужденный на II Вселенском Соборе в 381 году, признавал Духа Святого творением. Другие еретики ложно учили о соединении естеств в Иисусе Христе. По учению Святой Церкви, два естества в Господе Иисусе Христе — Божеское, с бесконечным умом и всемогущей волей и другими свойствами Божественными, человеческое, состоящее из души с умом и волей человеческими и тела человеческого, — по соединении навсегда, чрез воплощение Сына Божия в утробе Пресвятой Марии, остались целы и неизменны, но Лицо Его есть единое Божественное Второе Лицо Пресвятой Троицы так, что и при двойстве естеств и действий Он сознает Себя единым и к одному Себе относит действия двух естеств, подобно тому, как человек, состоя из тела и души, есть единое лицо, сознает себя единым, к одному себе относит действия души и тела и награждается или наказывается за те и другие. Хотя Господь Иисус Христос пострадал только человеческим естеством, но как Он есть Лицо Божественное Бесконечное, то и временные страдания Его, которые Он признаёт Своими и к Себе одному относит, имеют значение бесконечное.
Несторий, патриарх Константинопольский, осужденный на III Вселенском Соборе в 431 году, учил, что в Иисусе Христе не только два естества, но и два лица — Божеское и человеческое; что Пресвятая Дева Мария родила простого человека, потому он называл Ее Христородицей, что будто бы Сын Божий, Бог Слово, соединился с Иисусом только нравственно, а не лично и обитал в Нем, как в храме, как обитал в Моисее и пророках; по его лжеучению выходило, что страдания Иисуса Христа по человеческой природе относились к лицу человеческому и потому не имели бесконечного значения.
Евтихий, архимандрит Константинопольский, осужденный на IV Вселенском Соборе в 451 году, учил, что в Иисусе Христе не только одно Лицо, но и одно Божественное естество, которым человеческое лицо поглощено, и потому Он имел только внешний вид человека. По этому лжеучению выходило, что Сын Божий пострадал на Кресте Божеством, что признать невозможно.
Так как ереси Нестория и Евтихия долго волновали Церковь, то по поводу этих лжеучений созваны были еще два Вселенских Собора: V в 553 году и VI в 680 году.
Святые отцы Вселенских Соборов излагали не свое учение, а только утверждали апостольское исповедание веры на основании точного понимания Святого Писания и на основании Священного, Предания, сохраняемого Церковью от времен апостольских. Потому и Бог исповедание веры их, как правое и истинное, утверждал великими чудесами. Таково, например, было чудо от мощей святой великомученицы Евфимии (память 11 июля), служившее к обличению ереси Евтихия.
Чтобы утвердить во всех христианах исповедание двух главнейших, основных истин святой веры, установлено слагать персты правой руки для крестного знамения так, чтобы эти истины образно выражались ими. Соединяя три главные перста правой руки вместе, мы исповедуем этим Троицу Единосущную и Нераздельную — Отца и Сына и Святого Духа; приклоняя два меньших перста к ладони, исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно соединенные во единой Ипостаси Бога Слова, сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы нашего ради спасения.
Кроме этих догматов, для точного определения которых собственно созываемы были шесть Вселенских Соборов, утверждено на этих Соборах много разных правил (канонических), особенно относительно церковной дисциплины.
Вселенские Соборы признавались таковыми не сразу. Каждый из шести Вселенских Соборов был утвержден таковым на следующем за ним. Седьмой же был признан Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг. Этим и объясняется Литургическое празднование Памяти святых отцов шести Вселенских Соборов.
Можно сказать, память об Отцах Вселенских Соборов – это напоминание о нашем единстве, которое мы должны сохранять любой ценой, жертвуя своими амбициями, философскими и богословскими суждениями в пользу соборности – общего решения.
Сегодня это как никогда актуально. Порой мы вносим в общину, епархию, социум личные размышления, они тешат наше самолюбие, но не имеют пользы для здоровья всего церковного организма. Вспоминая Отцов Вселенских соборов, мы напоминаем себе о единстве в главном – единстве вокруг Христа, призвавшего нас к Себе.
«Возблагодарим Бога за то, что мы — чада Святой Православной Церкви, которая святое учение Веры содержит в чистоте и полноте и обильно преподает дары Святого Духа, необходимые для нашего спасения. Будем молить Господа, да поможет Он нам исповедовать нашу веру не только устами, но и делами и да сподобит славословить Его в Небесных Обителях во веки веков. Аминь».
Архиепископ Сергий (Спасский)
Во время оно (4)
