Церковь святого благоверного князя  Александра Невского

Псалом 33

Сегодняшней данной публикацией мы начинаем отдельный небольшой цикл заметок об избранных псалмах, молитвословиях,как келейных, для мирян, так и входящих в неизменяемые части храмовых богослужений, исполняемых как чтецами, так и церковными хорами.

Не будем касаться песнопений, входящих в Октоих, исполняемых на установленные богослужебными указаниями гласы. Эта область обзоров и анализа — для профессионалов. Нас, рядовых прихожан, интересуют те молитвы, тропари, кондаки, ирмосы, икосы, которые традиционно исполняются так называемым обиходным распевом: произведения, сложившиеся в течение веков церковной практики, либо авторские. Они достаточно просты для запоминания и исполнения, но и замечательно красиво и молитвенно звучат, народ их любит, многие подпевают (если такой способ участия прихожан в службах на приходе практикуется; ведь все мы поем и Символ Веры, и Отче Наш, и Царю Небесный, и Достойно есть). И тексты большинство верующих знает назубок. Но также интересны и история, и трактования святых отцов: а что там, «внутри», какие образы, символы, какова суть песнопений? А узнавать всё это — требует времени, усилий, серьезного желания. Зачастую либо желание не так сильно, либо суета жизни всё-таки преобладает. Постараемся хоть немного удовлетворить любопытство интересующихся и дать некоторое представление о выбранном предмете, чтобы молитвы и участие в службах были более глубокими, подкрепленными прочным багажом знаний.

Свт. Феофан Затворник утвердил правило: «Каждый псалом есть духовное сокровище, если развить содержание его. Необходимо вырыть сие сокровище, разложить пред оком ума и дать душе насладиться созерцанием его». Давайте выкапывать сокровище вместе!

Сегодня выберем для старта этого начинания 33 псалом. Почему из полутора сотен именно его выбрали первым? Во-первых, потому что он — безусловно благодарственный! Мы часто, если не непрерывно, просим Господа, Богородицу, Ангела, любимых святых обо всем, что нам нужно на нашу потребу. А похвалить дающих и помогающих нам, поблагодарить их — зачастую забываем… Конечно, есть Трисвятое, конечно, есть Великое славословие, — они звучат на службах, в домашних молениях. Есть благодарственные молитвы на всякое дело и для мирян. Но вот псалом 33: он тоже звучит на службах; но мы можем и сами читать и петь его «на всякое время», за любое благодеяние, посланное нам, да и просто за саму жизнь, которую дарует на Спаситель своей бесконечной благодатью и молитвами Пречистой Своей Матери и святых.
Во-вторых, даже на храмовых богослужениях этот псалом входит аж в две службы суточного круга богослужений. Им завершается Великая вечерня в составе Всенощного бдения, переходя в Шестопсалмие Утрени. Чтец или хор исполняют с первого по одиннадцатый стих половинку  этого псалма. И он же поется, уже полностью, в завершение Божественной Литургии как благословение и напутствие прихожанам сохранить, возвращаясь в свои мирские заботы, тот молитвенный благодатный настрой, который они получают на Литургии.

И снова свт. Феофан Затворник Вышенский: «Исходят христиане из храма, каждый на дела свои, в свой круг жизни, и вот им дается в сем псалме напутственное наставление для благонастроения души, в пособие ей для благоустроения жизни. Им дается как бы программа поведения на целый день и, поскольку жизнь слагается из дней, на целую жизнь. Содержание псалма точно таково. Частым его повторением на богослужении церковном Святая Церковь хочет напечатлеть его в умах христиан, заставить их заучить и запомнить его, чтоб укоренить в сердце уроки его».

Итак, что это за псалом, почему и зачем он? Приводим запись в исполнении Арт-группы Ларго:

 

Надписание псалма уже содержит в себе много смыслов:
Псало́мъ Дави́ду, внегда́ измѣни́ лице́ свое́ предъ Авимеле́хомъ: и от­пусти́ его́, и отъи́де.(Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился).

В надписании псалмма отражен сюжет повествования 1-й книги Царств, рассказывающий о периоде жизни, когда пророк бегал от царя Саула: значительное время своего бытия Давид от кого-либо бегал или скрывался. Только в сюжете царь назван Анхусом, и это его имя, а в надписании псалма — Авимелехом. Но это не совсем имя собственное конкретного персонажа; так звали любого царя Филистимского, и это скорее титул, как «Царь всея Руси» например.

Итак, гонимый правителем Саулом, пророк бежал, имея при себе меч сраженного им филистимского богатыря Голиафа, в страну Филистимскую. Жители, узнав в Давиде врага своего именно по тому мечу, привели псалмопевца к правителю Авимелеху, чтобы царь воздал их обидчику должную кару. И тогда пророк, чтобы спастись, претворился пред властителем безумным. В Книге Царств об этом рассказывается так:

«И измѣни́ лице́ свое́ предъ ни́мъ, и при­­твори́ся въ де́нь то́й, и бiя́ше во врата́ гра́да, я́ко въ тимпа́нъ, и па́даше на ру́ки своя́, и паде́ у вра́тъ гра́да, и сли́ны своя́ точа́­ше по брадѣ́ сво­е́й» (1-я Царств 21:13).

Фокус с «юродством» удался: царь отпустил пророка, не желая занимать себя хлопотами о безумце, с ремаркой: «…он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?». Однако он не погубил души Давида, а разрешил ему покинуть дворец. Псалмопевец поспешил оставить Филистимскую землю и укрыться в Одолламской пещере, где к нему подоспела помощь. Позднее, вспоминая это дивное спасение, в котором явлено ему было столь удивительное Милосердие Божие, пророк и составил данный псалом, в котором излил благодарение избавившему его Творцу от неминуемой погибели.

В той же главе 1-й книги Царств (21:1-6) описан эпизод:
«И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику,.. итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется.И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный… И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы».

На эту сцену из Ветхого Завета и ссылается Иисус, нивелируя упрек фарисеев, что ученики Его срывали и ели в субботу колосья злака ((Мф.12:1-4): «…разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?»

Из всего вышесказанного очевидно, что «простой» псалом в два десятка строк «тянет» за собой целые пласты Священного Писания, что в каждом слове Слова без ограничений содержится бесконечная глубина уровней и смыслов. И тогда прослушивание во время службы привычных текстов перестает быть именно привычкой, когда слова слышны и понятны, но об их смыслах редко кто задумывается, опять же в силу привычности и «обыденности» происходящего. Но стоит лишь задуматься, задать себе любой вопрос, — и потянет в поисковики, в книги, чтобы узнать и понять больше того, что видится в привычном тексте. Ибо Слово Господа бесконечно.
А вот и сам текст псалма:

1Дави́ду, внегда́ измени́ лице́ свое́ пред Авимеле́хом: и отпусти́ его́, и отъи́де
.

2 Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х.
3 О Го́споде похва́лится душа́ моя́: да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся.
4 Возвели́чите Го́спода со мно́ю, и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе.
5 Взыска́х Го́спода, и услы́ша мя́ и от все́х скорбе́й мои́х изба́ви мя́.
6 Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
7 Се́й ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от все́х скорбе́й его́ спасе́ и́.
8 Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́ и изба́вит и́х.
9 Вкуси́те и ви́дите, я́ко бла́г Госпо́дь: блаже́н му́жъ, и́же упова́ет На́нь.
10 Бо́йтеся Го́спода, вси́ святі́и Его́, я́ко не́сть лише́ния боя́щымся Его́.
11 Бога́тии обнища́ша и взалка́ша: взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
12 Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ ва́с.
13 Кто́ есть челове́к хотя́й живо́тъ, любя́й дни́ ви́дети бла́ги?
14 Удержи́ язы́к тво́й от зла́ и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти́.
15 Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́.
16 О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его́ в моли́тву и́х.
17 Лице́ же Госпо́дне на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять и́х.
18 Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша и́х и от все́х скорбе́й и́х изба́ви и́х.
19 Бли́з Госпо́дь сокруше́нных се́рдцемъ, и смире́нныя ду́хом спасе́т.
20 Мно́ги ско́рби пра́веднымъ, и от все́х и́х изба́вит я́ Госпо́дь.
21 Храни́т Госпо́дь вся́ ко́сти и́хъ, ни еди́на от ни́х сокруши́тся.
22 Сме́рть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегреша́т.
23 Изба́вит Госпо́дь ду́шы ра́б Свои́хъ, и не прегреша́т вси́ упова́ющии на Него́.

Как видно из нумерации, если не считать надписания как заглавия, в псалме 22 строки-стиха: столько же букв было в иудейском алфавите. Каждая строка начиналась с новой последующей буквы алфавита; поэтому этот псалом именуют алфавитным. Подобного рода произведения позволяют легко их выучивать, что говорит об их особой значимости для иудеев: таким образом в оригинале псалом служил и пособием для обучения грамоте..

Нет задачи утяжелять публикацию, приводя многочисленные комментарии и толкования, коих в Сети предостаточно. Мы видим своей задачей дать некоторое общее понимание и пробудить интерес. Кому же интересно более глубоко погрузиться в изучение материала — милости просим: в дебрях Интернета предостаточно и толкований святых отцов, и комментариев современных священников, экзегетов и миссионеров.

Благословим Господа на всякое время!

 

 

Во время оно (42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели